Основы и принципы воспитания согласно Вальдорфской системы

 

Педагогика согласно Вальдорфской системы возникла в начале 20-го столетия по причине того, что детям сотрудников табачной компании трудно получить хорошее образование. Владелец кампании так этой проблемой проникся, что решил создать школу, в которой будут развивать самые лучшие качества ребенка. Ее основателем является Рудольф Штайнер.

Развитие Вальдорфской системы

Первая школа была открыта в 1919 году. В ней училось 256 учеников, разделенных на восемь классов. В ней работало двенадцать преподавателей. Все педагоги прошли курс лекций основателя Вальдорфской системы. Затем при школе был создан специализированный детский сад.

Методика очень быстро дала нужный результат. И в Германии постепенно начали открывать школы, обучение в которых основано на принципах Вальдорфского метода. Сейчас в мире действует чуть более 1000 школ и около 2000 детских садов.

Развитие Вадьдорфской системы

Суть Вальдорфской системы

Педагогика базируется на философских принципах Рудольфа Штайнера. На основе них он создал учение про антропософии. Основной принцип его заключен в том, что каждый человек был сотворен из Духа, Души и физического тела. Поэтому важной составляющей метода является духовное развитие, поиск индивидом своего предназначения и жизненного смысла.

Эта методика отличается от других тем, что детей не принуждают, а позволяют развиваться в комфортном для них темпе. Здесь преподают не только обычные предметы, но уделяют внимание принципам этики и нравственности и развитию качеств гуманности, взаимопомощи, доброты.

 

Суть Вальдорфской системы

Принципы Вальдорфской системы

  • Ребенок должен как можно дольше наслаждаться детством;
  • Уважение к личности ребенка;
  • Индивидуальный подход к каждому учащемуся;
  • Группы не делятся по возрастам;
  • Безусловным авторитетом является педагог, он также является примером для подражания, поэтому он должен быть всесторонне развит и внимательно относится к своим поступкам, речам;
  • Создание комфортной семейной обстановки в классах;
  • Преподавание учитывает тапы развития мозга у деток;
  • До 5-го класса в основном уделяется внимание чувственной сфере учащегося, а именно рисование, музыка, пересказ истории, школьники постарше уделяют внимание творчеству, ставят спектакли, перформансы, сюжетно-ролевые игры, а уже на последних годах обучение изучают стандартные дисциплины;
  • Считается, что дите в первую очередь должно созреть эмоционально, а уже после этого начать развивать его интеллект;

Принципы Вальдорфской системы

  • В течении долгого времени уделяется внимание только одной дисциплине, это называется эпохой и она длится три-четыре недели;
  • Очень большой акцент на духовной составляющей личности ребенка;
  • Очень много изучают природных процессов;
  • Предусматривает вовлеченность семьи в процесс обучения;
  • Использование природных материалов, игнорирование технических средств;
  • Используемые игрушки не имеют каких-либо четких законченных контуров и без правильных, общепринятых геометрических форм, они без носа, рта, глаз, это было сделано, чтобы стимулировать фантазию ребенка, а не навязывать ему готовое представление о чем-либо;
  • Весь материал для игры и творчества делается совместно с педагогами.
  • Пользуются природным, экологическим, натуральным и безопасным материалом;
  • Не употребляется слово «нет»;
  • В качестве зарядки используют специально разработанные под какую либо мелодию ритмические движения.

Принципы Вальдорфской системы

Распорядок дня

В вальдорфской школе процесс проходит примерно так:

  • Утром зарядка – под мелодию дети выполняют ритмичные упражнения, в это время читают стихи либо поют;
  • Время для творчества – детки вместе с учителями, что-то лепят,мастерят, готовят, играют по окончанию совместно проводят сбор игр в общую коробку;
  • Завтрак – за одним большим столом совместно завтракают;
  • Время для игр;
  • Прогулка – в процессе ее познают окружающий мир и законы природы;
  • Рассказ сказки для обучения;
  • Обед;
  • Тихий час и время для отдыха;
  • Игры на развитие заложенных способностей и талантов – игра на музыкальных инструментах, пальчиковые и жестовые игры, постепенно процесс переходит в активную стадию.

Очень много внимание уделяется праздничному периоду. В эти дни в школе создается уникальная тематическая атмосфера. Все вместе: детки, их родители, учителя готовят его, создают декорации, готовят лакомства, учат песни и стихи, участвуют в представлении. При этом в праздничном действии нет определенного сценария.

Распорядок дня Вальдорфской системы

Преимущества и недостатки

Плюсы  Вальдорфской педагогики

  • Нет системы оценок и нет стресса родителям и дитю, от того, что он например плохо учится, поэтому нет того, что ребенок сам себя обесценивает на основании чего-либо;
  • Нет принуждения ребенка к чему-либо, что ему на данный момент не нравится;
  • Уделяется много внимание творчеству;
  • Развивается эмоциональный интеллект;
  • У деток формируется позитивный взгляд на жизнь;
  • Детки получают много внимание к себе;
  • Обучение ремесленническим навыкам;
  • Нет соперничества в классах между собой;
  • Изучают два иностранных языка, методом погружения в языковую среду;
  • Отработанный гармоничный ритм жизни в школьном учреждении.

Плюсы  Вальдорфской педагогики

Недостатки Вальдорфской системы

  • Не показывает мир, таков как он есть на самом деле;
  • Не уделяется внимание точным наукам, а дает общее знание;
  • Нет учебников;
  • Поздно начинают обучать навыкам чтения и письма;
  • Официальная религия не поддерживает учение по антропософии и такой взгляд на жизнь;
  • Образование платное.

Недостатки Вальдорфской системы

Кому подходит

Методика отзовется в семье, которая любит и чтит свои народные традиции, уделяет внимание творческому развитию личности дитя, тем, кто готов очень много времени принимать в жизни общества. Но она не подойдет ребенку, который имеет наклонности к точным предметам.

Прежде чем выбрать альтернативную систему обучения. Нужно осознано к этому процессу подходить, изучить ее методику и принципы, ознакомиться с результатами учеников, познакомиться с педагогами. А уже потом после обдумывания идти на такой шаг.  Многие считают, что она идеальна для дошкольного образования.