Содержание
Педагогика согласно Вальдорфской системы возникла в начале 20-го столетия по причине того, что детям сотрудников табачной компании трудно получить хорошее образование. Владелец кампании так этой проблемой проникся, что решил создать школу, в которой будут развивать самые лучшие качества ребенка. Ее основателем является Рудольф Штайнер.
Развитие Вальдорфской системы
Первая школа была открыта в 1919 году. В ней училось 256 учеников, разделенных на восемь классов. В ней работало двенадцать преподавателей. Все педагоги прошли курс лекций основателя Вальдорфской системы. Затем при школе был создан специализированный детский сад.
Методика очень быстро дала нужный результат. И в Германии постепенно начали открывать школы, обучение в которых основано на принципах Вальдорфского метода. Сейчас в мире действует чуть более 1000 школ и около 2000 детских садов.
Суть Вальдорфской системы
Педагогика базируется на философских принципах Рудольфа Штайнера. На основе них он создал учение про антропософии. Основной принцип его заключен в том, что каждый человек был сотворен из Духа, Души и физического тела. Поэтому важной составляющей метода является духовное развитие, поиск индивидом своего предназначения и жизненного смысла.
Эта методика отличается от других тем, что детей не принуждают, а позволяют развиваться в комфортном для них темпе. Здесь преподают не только обычные предметы, но уделяют внимание принципам этики и нравственности и развитию качеств гуманности, взаимопомощи, доброты.
Принципы Вальдорфской системы
- Ребенок должен как можно дольше наслаждаться детством;
- Уважение к личности ребенка;
- Индивидуальный подход к каждому учащемуся;
- Группы не делятся по возрастам;
- Безусловным авторитетом является педагог, он также является примером для подражания, поэтому он должен быть всесторонне развит и внимательно относится к своим поступкам, речам;
- Создание комфортной семейной обстановки в классах;
- Преподавание учитывает тапы развития мозга у деток;
- До 5-го класса в основном уделяется внимание чувственной сфере учащегося, а именно рисование, музыка, пересказ истории, школьники постарше уделяют внимание творчеству, ставят спектакли, перформансы, сюжетно-ролевые игры, а уже на последних годах обучение изучают стандартные дисциплины;
- Считается, что дите в первую очередь должно созреть эмоционально, а уже после этого начать развивать его интеллект;
- В течении долгого времени уделяется внимание только одной дисциплине, это называется эпохой и она длится три-четыре недели;
- Очень большой акцент на духовной составляющей личности ребенка;
- Очень много изучают природных процессов;
- Предусматривает вовлеченность семьи в процесс обучения;
- Использование природных материалов, игнорирование технических средств;
- Используемые игрушки не имеют каких-либо четких законченных контуров и без правильных, общепринятых геометрических форм, они без носа, рта, глаз, это было сделано, чтобы стимулировать фантазию ребенка, а не навязывать ему готовое представление о чем-либо;
- Весь материал для игры и творчества делается совместно с педагогами.
- Пользуются природным, экологическим, натуральным и безопасным материалом;
- Не употребляется слово «нет»;
- В качестве зарядки используют специально разработанные под какую либо мелодию ритмические движения.
Распорядок дня
В вальдорфской школе процесс проходит примерно так:
- Утром зарядка – под мелодию дети выполняют ритмичные упражнения, в это время читают стихи либо поют;
- Время для творчества – детки вместе с учителями, что-то лепят,мастерят, готовят, играют по окончанию совместно проводят сбор игр в общую коробку;
- Завтрак – за одним большим столом совместно завтракают;
- Время для игр;
- Прогулка – в процессе ее познают окружающий мир и законы природы;
- Рассказ сказки для обучения;
- Обед;
- Тихий час и время для отдыха;
- Игры на развитие заложенных способностей и талантов – игра на музыкальных инструментах, пальчиковые и жестовые игры, постепенно процесс переходит в активную стадию.
Очень много внимание уделяется праздничному периоду. В эти дни в школе создается уникальная тематическая атмосфера. Все вместе: детки, их родители, учителя готовят его, создают декорации, готовят лакомства, учат песни и стихи, участвуют в представлении. При этом в праздничном действии нет определенного сценария.
Преимущества и недостатки
Плюсы Вальдорфской педагогики
- Нет системы оценок и нет стресса родителям и дитю, от того, что он например плохо учится, поэтому нет того, что ребенок сам себя обесценивает на основании чего-либо;
- Нет принуждения ребенка к чему-либо, что ему на данный момент не нравится;
- Уделяется много внимание творчеству;
- Развивается эмоциональный интеллект;
- У деток формируется позитивный взгляд на жизнь;
- Детки получают много внимание к себе;
- Обучение ремесленническим навыкам;
- Нет соперничества в классах между собой;
- Изучают два иностранных языка, методом погружения в языковую среду;
- Отработанный гармоничный ритм жизни в школьном учреждении.
Недостатки Вальдорфской системы
- Не показывает мир, таков как он есть на самом деле;
- Не уделяется внимание точным наукам, а дает общее знание;
- Нет учебников;
- Поздно начинают обучать навыкам чтения и письма;
- Официальная религия не поддерживает учение по антропософии и такой взгляд на жизнь;
- Образование платное.
Кому подходит
Методика отзовется в семье, которая любит и чтит свои народные традиции, уделяет внимание творческому развитию личности дитя, тем, кто готов очень много времени принимать в жизни общества. Но она не подойдет ребенку, который имеет наклонности к точным предметам.
Прежде чем выбрать альтернативную систему обучения. Нужно осознано к этому процессу подходить, изучить ее методику и принципы, ознакомиться с результатами учеников, познакомиться с педагогами. А уже потом после обдумывания идти на такой шаг. Многие считают, что она идеальна для дошкольного образования.