Глен Доман — методика развития особенных детей

 

Знаете ли вы, что, обучая чтению с рождения, вы развиваете зрение, слух и речь ребенка, а также творчество, фотографическую память и мышление? Подобную теорию выдвинул известный американский врач Глен Доман, соответственно о ней мы сегодня и поговорим.

Методики раннего развития

Раннее развитие ребенка — популярное направление, которое включает комплексные и интенсивные меры. Которые направленные на стимулирование функций, ответственных за развитие психомоторных центров головы. Такие методики применимы ко всем детям, в том числе с ограниченными возможностями, с момента ее обнаружения до момента поступления ребенка в школу.

Методики раннего развития

 

В чем суть методики  Глена Домана?

Методика которую описал Глен Доман дает возможность абсолютно всем детям, в том числе с ограничениями получить возможность полноценно развиваться. Кому интересны такие методы, так это детям с:

  • нарушениями зрения
  • нарушениями слуха
  • ограниченными возможностями
  • умственной инвалидностью
  • нарушениями поведения
  • растущие в неблагоприятных условиях
  • более медленным развитием

Такие методики позволяют оказать помощь в:

  • формировании установок и поведения, построения коммуникативных способностей
  • производят укрепление эмоциональной связи между родителями и ребенком
    действуют на распознавание поведения ребенка и закрепление правильных реакций
  • помощи и адаптации условий в домашней среде для удовлетворения потребностей ребенка.

Суть методик глена домана

В чем популярность методики?

Все родители хотят, чтобы их ребенок был самым умным, развитым, на зависть всем окружающим и на их радость. Поэтому молодые пары и даже опытные родители, даже ожидая малыша, изучают самые разные методы раннего развития малыша.

Эти техники, каждая по-своему, обещают многое: читать в два года, говорить на нескольких языках в три года, выполнять математические примеры и т.д. Никто не отрицает, что в 2-4 года ребенок, как губка, впитывает вся информация, полученная от родителей, воспитателей детского сада и внешнего мира в целом.

Однако осторожное использование методов раннего развития не гарантирует, что ваш ребенок вырастет гением или даже выдающимся ученым. Поэтому не стоит лишать ребенка детства, уделяя много времени учебе, а нужно создать оптимальные условия, чтобы все его таланты раскрылись.

Популярная методика

Наиболее частый метод обучения особенных детей — метод Домана.

Она заключается в показе ребенку карточек с написанным словом. Через некоторое время малыш начинает на слова реагировать и распознавать их. Теоретически в этом нет ничего плохого. Ведь нет необходимости усаживать  малыша на скамейке и не заставляет запоминать буквы.

Такая наука была бы, впрочем, мало эффективная. Проблема только в том, что метод Домана родился в терапии детей с отклонениями в развитии. Ее эффективность подвергли критике в США  в конце 70-х годов прошлого века.

В то же время отсутствуют исследования, которые подтверждают, что использование дидактических материалов и методов обучения в раннем детстве имеет какие-либо положительные последствия для последующего развития.

 

Однако, существуют такие, которые говорят о том, что дети, родители чьих использовали данную методику, в школе ничем не отличались от сверстников.

аиболее популярный метод обучения особенных детей - метод Домана.

Техника Глена Домана

Американский врач считал, что в семилетнем возрасте мозг ребенка полностью сформирован. Поэтому первые три года жизни являются наиболее оптимальными для обучения ребенка. После трех — поздно — таков девиз этой техники. Глен Доман работал с группой детей с различными формами инвалидности. В последствии его метод дал отличные результаты. Техника сочетает в себе физическую и интеллектуальную нагрузку. С рождения ребенок видит ряд карточек по математике, биологии, чтению, географии и истории. Это тренирует его память.

Действительно ли популярные методики воспитания так полезны?

Сегодня много известных методик раннего развития детей. Это чтение и математика по Зайцеву, методика Никитиных, Глена Домана, Марии Монтессори, педагогика Вальдорфа.

Каждый из этих методов хорош,  есть и недостатки. Например, некоторые факты из биографий первых последователей и известных педагогов вызывают беспокойство. Ведь естественно, что человеку, создавшему уникальные по эффективности методики развития детей, пришлось применять их в воспитании и развитии собственных детей.

Но, например, учительница Мария Монтессори отправила в интернат единственного сына. Бенджамин Спок, автор учебника по воспитанию и развитию, так и не смог наладить отношения с собственными детьми. Почему-то учитель строил отношения со своими детьми вопреки собственным рекомендациям.

Недостаток методики Глена Домана

Дети Бориса и Елены Никитин не проявляли сверхспособностей по мере взросления, как это было сказано в методике раннего развития Никитина. Более того, по словам детей Никитина, они чувствовали себя в школе настоящими изгоями.

Глен Доман утверждал, что по его методике воспитывались тридцать нобелевских лауреатов. Однако документальных подтверждений этим данным нет.

В первую очередь необходимо, чтобы развитие ребенка проходило обязательные возрастные этапы. Например, известный психолог Лев Выготский утверждал, что у детей есть две зоны развития — реальная или физическая и близкая к развитию (восприятие языков, чтение, письмо, математические знания и т. Д.). Так что зона физического развития всегда должна предшествовать зоне ближайшего развития. И многие из существующих методов раннего развития упорно не замечать и прыгать прямо в ближнюю зону развития, минуя реальную зону.

Глен Доман утверждал, что по его методике воспитывались тридцать нобелевских лауреатов.

Недостатки методики Глена Домана

Часто можно наблюдать, как «осведомленные» родители знакомят своих трехлетних детей с уроками английского и французского языков. Фактически, физическое развитие ребенка имеет фундаментальное значение для всех других навыков ребенка (математики, чтения, письма). Но в то же время, отягощая зону более пристального развития ребенка, нельзя забывать о его физическом и эмоциональном воспитании. Недаром умные дети с годами болеют чаще, чем их «обычные» сверстники.

Да, ребенка можно научить читать в два года, восемнадцатилетний «умник» способен защитить диссертацию, но возникает вопрос — когда ему понравится играть в детей: играть, шалить, влюбляться? Никакая техника не может превратиться в гения. Если ребенок в чем-то гений, то это проявится без всяких методов. Прежде всего, очень важно, чтобы ребенок придерживался норм физического развития. Если в трехлетнем возрасте мальчик не играет с мячом, ему рано учить английский.