Содержание
Знаете ли вы, что, обучая чтению с рождения, вы развиваете зрение, слух и речь ребенка, а также творчество, фотографическую память и мышление? Подобную теорию выдвинул известный американский врач Глен Доман, соответственно о ней мы сегодня и поговорим.
Методики раннего развития
Раннее развитие ребенка — популярное направление, которое включает комплексные и интенсивные меры. Которые направленные на стимулирование функций, ответственных за развитие психомоторных центров головы. Такие методики применимы ко всем детям, в том числе с ограниченными возможностями, с момента ее обнаружения до момента поступления ребенка в школу.
В чем суть методики Глена Домана?
Методика которую описал Глен Доман дает возможность абсолютно всем детям, в том числе с ограничениями получить возможность полноценно развиваться. Кому интересны такие методы, так это детям с:
- нарушениями зрения
- нарушениями слуха
- ограниченными возможностями
- умственной инвалидностью
- нарушениями поведения
- растущие в неблагоприятных условиях
- более медленным развитием
Такие методики позволяют оказать помощь в:
- формировании установок и поведения, построения коммуникативных способностей
- производят укрепление эмоциональной связи между родителями и ребенком
действуют на распознавание поведения ребенка и закрепление правильных реакций - помощи и адаптации условий в домашней среде для удовлетворения потребностей ребенка.
В чем популярность методики?
Все родители хотят, чтобы их ребенок был самым умным, развитым, на зависть всем окружающим и на их радость. Поэтому молодые пары и даже опытные родители, даже ожидая малыша, изучают самые разные методы раннего развития малыша.
Эти техники, каждая по-своему, обещают многое: читать в два года, говорить на нескольких языках в три года, выполнять математические примеры и т.д. Никто не отрицает, что в 2-4 года ребенок, как губка, впитывает вся информация, полученная от родителей, воспитателей детского сада и внешнего мира в целом.
Однако осторожное использование методов раннего развития не гарантирует, что ваш ребенок вырастет гением или даже выдающимся ученым. Поэтому не стоит лишать ребенка детства, уделяя много времени учебе, а нужно создать оптимальные условия, чтобы все его таланты раскрылись.
Наиболее частый метод обучения особенных детей — метод Домана.
Она заключается в показе ребенку карточек с написанным словом. Через некоторое время малыш начинает на слова реагировать и распознавать их. Теоретически в этом нет ничего плохого. Ведь нет необходимости усаживать малыша на скамейке и не заставляет запоминать буквы.
Такая наука была бы, впрочем, мало эффективная. Проблема только в том, что метод Домана родился в терапии детей с отклонениями в развитии. Ее эффективность подвергли критике в США в конце 70-х годов прошлого века.
В то же время отсутствуют исследования, которые подтверждают, что использование дидактических материалов и методов обучения в раннем детстве имеет какие-либо положительные последствия для последующего развития.
Однако, существуют такие, которые говорят о том, что дети, родители чьих использовали данную методику, в школе ничем не отличались от сверстников.
Техника Глена Домана
Американский врач считал, что в семилетнем возрасте мозг ребенка полностью сформирован. Поэтому первые три года жизни являются наиболее оптимальными для обучения ребенка. После трех — поздно — таков девиз этой техники. Глен Доман работал с группой детей с различными формами инвалидности. В последствии его метод дал отличные результаты. Техника сочетает в себе физическую и интеллектуальную нагрузку. С рождения ребенок видит ряд карточек по математике, биологии, чтению, географии и истории. Это тренирует его память.
Действительно ли популярные методики воспитания так полезны?
Сегодня много известных методик раннего развития детей. Это чтение и математика по Зайцеву, методика Никитиных, Глена Домана, Марии Монтессори, педагогика Вальдорфа.
Каждый из этих методов хорош, есть и недостатки. Например, некоторые факты из биографий первых последователей и известных педагогов вызывают беспокойство. Ведь естественно, что человеку, создавшему уникальные по эффективности методики развития детей, пришлось применять их в воспитании и развитии собственных детей.
Но, например, учительница Мария Монтессори отправила в интернат единственного сына. Бенджамин Спок, автор учебника по воспитанию и развитию, так и не смог наладить отношения с собственными детьми. Почему-то учитель строил отношения со своими детьми вопреки собственным рекомендациям.
Дети Бориса и Елены Никитин не проявляли сверхспособностей по мере взросления, как это было сказано в методике раннего развития Никитина. Более того, по словам детей Никитина, они чувствовали себя в школе настоящими изгоями.
Глен Доман утверждал, что по его методике воспитывались тридцать нобелевских лауреатов. Однако документальных подтверждений этим данным нет.
В первую очередь необходимо, чтобы развитие ребенка проходило обязательные возрастные этапы. Например, известный психолог Лев Выготский утверждал, что у детей есть две зоны развития — реальная или физическая и близкая к развитию (восприятие языков, чтение, письмо, математические знания и т. Д.). Так что зона физического развития всегда должна предшествовать зоне ближайшего развития. И многие из существующих методов раннего развития упорно не замечать и прыгать прямо в ближнюю зону развития, минуя реальную зону.
Недостатки методики Глена Домана
Часто можно наблюдать, как «осведомленные» родители знакомят своих трехлетних детей с уроками английского и французского языков. Фактически, физическое развитие ребенка имеет фундаментальное значение для всех других навыков ребенка (математики, чтения, письма). Но в то же время, отягощая зону более пристального развития ребенка, нельзя забывать о его физическом и эмоциональном воспитании. Недаром умные дети с годами болеют чаще, чем их «обычные» сверстники.
Да, ребенка можно научить читать в два года, восемнадцатилетний «умник» способен защитить диссертацию, но возникает вопрос — когда ему понравится играть в детей: играть, шалить, влюбляться? Никакая техника не может превратиться в гения. Если ребенок в чем-то гений, то это проявится без всяких методов. Прежде всего, очень важно, чтобы ребенок придерживался норм физического развития. Если в трехлетнем возрасте мальчик не играет с мячом, ему рано учить английский.