Система педагогики Монтессори: основные принципы и суть методики раннего развития

Человек развивается всю свою сознательную жизнь. От колыбели и до старческих лет. Он постигает этот мир в процессе всей своей жизнедеятельности – накапливает знания, опыт и впоследствии их применят. Одним из важных периодов развития личности является детство. Именно в детстве закладывается фундамент нашей индивидуальности, и в большинстве своем этот фундамент зависит от системы воспитания, которой придерживаются наши родители. Об одной из таких сегодня и пойдет речь – педагогическая система Марии Монтессори, предназначенной для детей от 3 до 6 лет.

Об авторе, системе и ее создании

Мария Монтессори – выдающаяся уроженка Италии, первая женщина-врач своей страны, психолог и педагог в одном лице. Именно благодаря ее опыту и колоссальной работе, продвигаемой методом проб и ошибок, данная система воспитания стала широко известна публике.

Система Монтессори главным образом направлена на самовоспитание и саморазвитие малышей. В ней нет единой программы или требований, которые загоняют детей в строгие рамки.

Темп развития полностью подстраивается под ребенка и адаптируется, в случае необходимости. Каждый из малышей волен заниматься тем, к чему имеет интерес.

Так же немаловажная роль отведена окружающей среде – месту, в котором ребенок может спокойно развиваться и принимать решения самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи взрослых.

Благодаря данной системе воспитания – дети вырастают независимыми, свободными и открытыми к новым знаниям, что с легкостью позволяет им находить свое место в обществе.

Об авторе, системе и ее создании

Основные принципы работы системы Монтессори

Данная педагогическая система, как говорилось выше, в основном направлена на саморазвитие ребенка, на самоанализ и самовоспитание.

Может показаться, что взрослый здесь не играет абсолютно никакой роли, однако, это не так. В системе Монтессори взрослый считается не наставником, а помощником. Его ключевая задача – заинтересовать малыша и наблюдать за процессом развития, отвечая или помогая лишь тогда, когда этого захочет сам ребенок.

Поскольку группы обучающихся формируются из детей разных возрастов – старшие обязательно приглядывают за младшими. Это позволяет научиться заботе о ближнем своем.

При принятии решений на детей не оказывают давления. Их не ругают за неудачи или промахи. Им позволяют быть собой, развивать свободу мышления, действий и чувств.

Для улучшения и вовлечения ребенка используется специальная, полностью подготовленная среда, а процесс контролируется воспитателями, которые подготавливают и эту среду, и дидактический материал для занятий.

Основные принципы работы системы

Распределение решающих ролей

В системе Монтессори, как и в других педагогических системах есть несколько главенствующих ролей, ответственных за полноценное развитие ребенка.

Так, например, первая роль отходит взрослым.

Воспитатель, работающий с детьми, обязательно должен быть подготовленным, обладать мудростью, стойкостью и природным чутьем, позволяющим полноценно вникнуть в систему.
Их основная задача состоит не в том, чтобы откровенно делиться с детьми своим опытом, а в том, чтобы помогать малышам структурировать их знания, полученные при обучении.

Взрослый должен контролировать процесс саморазвития, но ненавязчиво, деликатно. Осторожно наблюдать за действиями детей, выявлять их интересы, склонности и предоставлять дидактический материал, постепенно усложняя его. Но главное – ни в коем случае не мешать своей критикой и порицанием.

первая роль в методике монтессори отходит взрослым

Вторая, ключевая, роль системы Монтессори уходит развивающей среде.

Без среды сама методика просто не может существовать, поскольку путь к интеллекту ребенка напрямую лежит через органы его чувств.

Таким образом, правильно подобранная среда позволяет слиться воедино ощущению и познанию малыша. Хорошо подобранная зона позволяет ребенку ощущать себя «в своей тарелке», а воспитателю – не допустить потери интереса к занятиям у малышей.

Так же сама по себе среда разделяется на несколько основных зон, таких как, например, лингвистическая или математическая. Обязательным условием при создании комфортной среды является отсутствие стульев и высоких столов – все это заменено удобными ковриками и многофункциональными столиками, за которыми малышам удобно работать.

Вторая, ключевая, роль уходит развивающей среде

Третья роль системы Монтессори отведена дидактическому материалу.

Предметная среда занимает важную позицию в системе Монтессори. Игрушками могут выступать абсолютно любые предметы – будь то ложки, губки, салфетки или крупы.

Так же присутствуют специальные материалы, такие как розовые кубики или коричневая лестница.
Все доступные предметы напрямую или косвенно связаны с развитием малышей – одни помогают развивать мелкую моторику, другие побочно развивают осязание, зрение или обоняние.

Так же в работе с материалом приветствуется и коллективная работа, позволяющая малышам становиться открытыми и коммуникабельными, способными к сотрудничеству и пониманию желаний других ребят.

Третья роль отведена дидактическому материалу.

Минусы программы Монтессори

Как и любая другая педагогическая система, программа Монтессори имеет как ряд существенных положительных качеств, так и ряд недостатков.

  • Из недостатков можно выделить почти полное отсутствие активных, подвижных игр.
  • Отрицание или отсутствие творчества, развивающего креативное мышление.
  • Демократичный режим, после которого малышам трудно влиться в рамки более строгой дисциплины или обычного коллектива.

 

  • Минусы программы Монтессори

Кому же подойдет система развития Монтессори?

Программа Монтессори полностью устроит тех родителей, которые считают, что к ребенку нужен особый, индивидуальный подход, в то время как авторитарных родителей, любящих все держать под контролем, эта система просто разочарует.

Не подойдет она так же и тем детям, в которых чувствуется творческий потенциал или любовь к подвижным играм. Им попросту будет скучно.

Так же не стоит вовлекать туда и стеснительных детей, их проблемы с общением могут усугубиться, поскольку дети между собой мало общаются.