Содержание
Синдром Карлсона – так психологи называют явление, когда у ребенка появляется воображаемый друг. Это явление встречается у многих детей в возрасте от 3 до 7 лет. Стоит ли родителям бить тревогу или это норма в развитии маленького человека?
Что такое воображаемый друг?
Воображаемый друг появляется внезапно. Ребенок может рассказывать о нем или держать своего товарища в тайне от всех. Выдуманным персонажем может быть не только человек, но и животное или одушевление любимой игрушки. Воображаемый товарищ может носить любое имя, быть очень сильным или наоборот- нуждаться в помощи.
Психологи говорят, что в большинстве случаев это — норма. Богатая фантазия малышей в возрасте от 3 до 7 лет активно работает благодаря развивающимся творческим способностям.
Причины появления воображаемого друга
Для родителей появление выдуманного персонажа — ещё и прекрасный способ лучше узнать свое чадо. В общении с воображаемым другом можно уловить проблемы, волнующие ребёнка и увидеть недостатки в семейном общении.
Недостаток общения
Занятые родители или нехватка общения со сверстниками заставляют ребёнка придумать человека, с которым будет интересно и с «кем поиграть». Выход из этой ситуации — больше времени проводить с малышом и найти возможность для общения с другими детьми. Иногда, воображаемый товарищ появляется из-за чрезмерной стеснительности малыша. Но и здесь могут помочь только родители — научить общаться и быть более уверенным.
Недостаток впечатлений
Рутина бывает не только у взрослых. У детей вместо схемы «дом- работа – дом» — «детский сад- дом- детский сад». А если учесть, что дошкольное учреждение не всегда место получения позитивных эмоций, то воображаемый друг становится помощником в переживании проблем и источником новых впечатлений. Помочь в этом случае может разнообразие досуга ребёнка. Например, провести не только выходные, но и будни интересно. Выбраться на природу или, по возможности, съездить куда-нибудь после работы будет полезно и взрослым.
Чрезмерная опека или давление со стороны родителей
Если в реальном мире ребёнка слишком много запретов, то в воображении с выдуманным другом можно все. Это — первый вариант моделирования. Второй — когда ребёнок принимает на себя роль родителя и подавляет все начинания придуманного товарища. В этом случае родителям следует внимательнее присмотреться к своему поведению, быть более лояльными в некоторых моментах.
Чувство вины
В этой игре ребёнок также берет на себя роль родителя и наказывает выдуманного персонажа. Иногда по сценарию товарищ удивительным образом избегает порицания. Это называется невротическая вина. Происходит потому, что маленького человека слишком часто наказывают или угрожают наказанием. И здесь взрослым следует больше внимания уделить своим отношениям с ребёнком.
Вытеснение
Наиболее прозрачный вариант отношений с вымышленным персонажем. Здесь ребёнок рассказывает воображаемому другу о своих желаниях или переживаниях. Если друг начинает обладать супер силой, то скорее всего, малышу не хватает защиты. А если супер — друг обещает наказать обидчиков, то это может говорить о скрытой агрессии у ребёнка. Это повод обратиться к психологу.
Бывают и простые проблемы, которые можно решить самостоятельно. Например, воображаемый щенок. Такого друга можно заменить реальным зверьком, обговорив с ребёнком условия ухода.
Перекладывание вины
Самый негативный вариант. Если о существование воображаемого друга ребёнок отрицает, но при этом ответственность за свои поступки перекладывает на этого вымышленного героя, тогда родителям следует провести серьезный разговор. Настаивать на том, чтобы ребенок признался в своих фантазиях не стоит. А вот объяснить, что за свои поступки нужно отвечать – будет самой разумной идеей. Но эта модель ещё говорит, что ребёнок бриться родителя. А значит, следует изменить и модель наказаний.
В любом из перечисленных случаев нельзя отрицать существование вымышленного друга. Не стоит переубеждать или, что ещё хуже, угрожать какими-либо ограничениями, чтобы избавиться от фантомного товарища.
Как действовать если у ребенка появился воображаемый друг?
Если ситуация безобидна, то лучше подыграть. Но без надобности не вспоминать о воображаемом друге.
Даже если родители решают обратиться за помощью к специалистам, надо помнить, что работа предстоит, прежде всего, взрослым. В таком маленьком возрасте ответственность за происходящее с ребёнком полностью несут взрослые. Но если, воображаемый друг не мешает повседневной жизни малыша и не влияет на его общение со сверстниками, то вмешиваться в эти психологические процессы не нужно.
В большинстве случаев «Карлосон, который животина крыше» бесследно пропадает к 7-9 годам. Если этого не произошло — это тоже повод для обращения к психологу. Но ни в коем случае не стоит обращаться к психотропным препаратам. Это проблема, не требующая медикаментозного решения.