Содержание
Речевые дефекты — это нарушения артикуляции звуков, заключающиеся в их деформации или искажении, замещении их путем оставления в произносимом слове. Их причины и симптомы сильно различаются. Какие есть дефекты речи? Как их нужно лечить?
Что такое дефект речи?
Речевые дефекты, другими словами нарушения артикуляции или дислалия, по определению являются патологическими, дефектами реализации фонем, вызывающими искажения фонетической или фонологической формы слов. Это означает, что звуки не произносятся неправильно, что отличается от общепринятой закономерности. Чтобы вовремя обнаружить у ребенка такие отклонения можно почитать статью о развитии ребенка по месяцам.
Суть речевого дефекта заключается в неспособности произносить один, несколько или около десятка речевых звуков, называемых фонемами. Для включения или облегчения задачи ребенок или взрослый использует:
- искажение звука (деформация),
- замена неприятного звука на более легкий (замещение),
- выпадение звука (элизия).
В результате речь искажается и часто неразборчива.
Причины дефектов речи
Нарушения речи у детей, как и у взрослых, могут иметь разные причины. Чаще всего они отвечают за:
- анатомические изменения органов речи и полости рта, такие как неправильный прикус, аномальное строение неба, слишком большой язык (макроглоссия), короткая подъязычная уздечка и язык, разросшаяся третья небная миндалина, искривление носовой перегородки,
- проблемы с функционированием органа слуха,
- аномальное функционирование органов речи и их низкая работоспособность, например, неправильное глотание (инфантильное глотание),
- неадекватные модели обучения речи, например, дефекты речи родителей, которые заставляют ребенка выражать себя подобным образом через подражание,
- сбои в работе центральной нервной системы, задержка эмоционального и психомоторного развития.
Дефект речи не передается по наследству, но ребенок может унаследовать определенные физические особенности, приводящие к дефекту речи (нарушение прикуса, неправильное строение артикуляционного аппарата, проблемы с функционированием органов слуха).
Дефекты речи – классификация
Есть много дефектов речи. Одним из наиболее часто диагностируемых является сигматизм, также известный как шепелявость. Это неправильная реализация дентализованных звуков (с, з, ц).
Существует несколько видов дефектов речи, в том числе:
- пародонтальная шепелявость, характеризующаяся тем, что язык при разговоре слишком плотно прилипает к нижним резцам;
- межзубная шепелявость, характеризующаяся высовыванием языка между зубами при артикуляции; она сплющена и воздух распространяется по всей ее поверхности;
- латеральная шепелявость, при которой поток воздуха во время артикуляции направлен вбок;
- губная шепелявость, о которой говорят, когда между губами образуется щель, а язык остается пассивным.
Другим часто наблюдаемым дефектом речи является ротацизм (картавость), т.е. неправильное произношение звука «р». Наблюдается как у детей в раннем возрасте, так и у взрослых.
Встречаются эрозии языка (вибрации производятся язычком на конце мягкого неба, а язык обычно не участвует в артикуляции), а также губные, межзубные, щечные, небные и глоточные высыпания.
Дефекты произношения, связанные с неправильным произношением отдельных звуков:
- каппацизм, дефект, заключающийся в неправильной реализации телефона К,
- гаммацизм, т.е. неправильная реализация фонетического Г.
- лямбдацизм, это неправильная реализация буквы Л.
Диагностированным дефектом речи является также глухота речи, т.е. невозможность осознания звонких звуков. Они заменяются глухими словами, например: д — т, б — р, г — к, д — ц.
Также стоит упомянуть нюхание, т.е. ринолинию. Этот дефект речи заключается в том, что носовые звуки произносятся оральными или наоборот.
Когда одновременно наблюдаются несколько дефектов речи, говорят о множественной дислалии. Поскольку количество нарушенных звуков велико, а слова звучат неправильно, речь становится невнятной и непонятной для окружающих.
Как избавиться от дефекта речи?
Лечение дефектов речи начинается с посещения логопеда и постановки диагноза. Специалист определяет ее тип путем опроса, наблюдения и осмотра органов речи. Это позволяет спланировать соответствующую логопедическую терапию. Чтобы не пришлось заставлять ребенка заниматься развитием речи и тем самым вызывать негативные эмоции, это можно делать в виде детских игр.
Также рекомендуется посетить ЛОР-врача, который оценит состояние небных миндалин, проходимость носа и слуховых проходов. Если причиной неправильной артикуляции является нарушение прикуса, рекомендуется консультация ортодонта, а в случае проблем со слухом – консультация аудиолога.
В логопедии используются различные методы, приемы и средства. Поскольку нарушения речи и их причины различны, терапия всегда согласуется с индивидуальными потребностями пациента. Поскольку каждый случай индивидуален, в логопедии нет определенного терапевтического режима.
Стоит помнить, что дефект речи не пройдет сам по себе, и чем раньше будет начата логопедическая работа, тем быстрее удастся справиться с проблемой.